Тема урока: Выветривание горных пород
Видеоматериалы к уроку:
РЭШ:
Деятельность человека и рельеф
Интернет-урок:
Содержание урока:
1. Выветривание.
Выветривание – это процесс разрушения и преобразования горных пород на земной поверхности, происходящий под воздействием факторов и условий внешней среды.
Процесс выветривания, несмотря на название, не связан только с работой ветра. В нём участвуют многие внешние факторы:
Само выветривание не приводит к образованию форм рельефа, а лишь превращает твёрдые породы в рыхлые и подготавливает материал к передвижению. Результатом такого передвижения являются различные формы рельефа.
При выветривании одновременно действуют физические, химические и биологические процессы. Однако в разных природных условиях могут преобладать те или иные из этих процессов.
Выделяют следующие виды выветривания:
2. Физическое выветривание.
Физическое выветривание – это разрушение горных пород в результате физических процессов: колебаний температуры воздуха, в первую очередь связанных с суточным ритмом, физическим воздействием воды и ветра, действия силы тяжести.
Механизм действия физического температурного выветривания следующий: днем, под лучами Солнца, горные породы нагреваются и расширяются, а ночью остывают и сжимаются; постоянное изменение объема приводит к их растрескиванию и постепенному измельчению. Так образуются россыпи из глыб, щебня и песка. Такое выветривание характерно для районов с большими и резкими перепадами температур и сухим воздухом: пустынь, горных вершин, не покрытых снегом.
Ледники, как и текучие воды, изменяют поверхность суши. При движении они, разрушая горные породы, выпахивают понижения, шлифуют скалы и оставляют на них глубокие царапины.
Работа ветра, как и других внешних сил, заключается в разрушении, переносе мелких обломков и их накоплении. Она особенно значительна там, где отсутствует растительность: в пустынях, на горных вершинах и морских побережьях.
3. Химическое выветривание.
Химическое выветривание – это растворение, разложение одних минералов и образование вместо них других минералов и горных пород.
Оно происходит под воздействием воздуха, воды и веществ, содержащихся в них. При химическом выветривании горные породы не только разрушаются, но и изменяются, при этом образуются новые вещества, менее подверженные дальнейшим изменениям.
Во влажном и жарком климате химическое выветривание происходит активнее, чем в холодном и сухом. Химическое выветривание часто наблюдается в тропическом и экваториальном поясах.
4. Биогенное (органическое) выветривание.
Биогенное (органическое) выветривание – это выветривание, которое происходит под воздействием растительных и животных организмов.
Органическое выветривание обусловлено действием живых организмов, которые в процессе своей жизнедеятельности разрушают и измельчают горные породы. Например, корни растений проникают в трещины горных пород и, развиваясь, постепенно «разрывают» на куски целые твердые глыбы.
Живые организмы поставляют в почву органические вещества, которые способствуют разложению минералов. Поэтому там, где произрастает пышная растительность, биологическое выветривание особенно активно.
Органическое выветривание – это один из главных факторов образования почвы.
5. Техногенное (антропогенное) выветривание.
Техногенное (антропогенное) выветривание – это особый тип выветривания, связанный с активной хозяйственной деятельностью человечества
Антропогенный рельеф – это рельеф, изменённый или созданный в результате деятельности человека.
Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:
- изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей;
- изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.);
- создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.
Практические тренировочные задания по уроку:
Практическое тренировочное задание № 1
Практическое тренировочное задание № 2
Домашнее задание: учебник, §13.
Выполнить письменно: заполните таблицу:
Внешние силы, формирующие рельеф | Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил |
1. Перепады температур. | |
2. Ветер. | |
3. Текучие воды. | |
4. Подземные воды. | |
5. Ледники. | |
6. Животные и растения. | |
7. Человек. |
Фото всех выполненных заданий (и классных, и домашних) высылаете и в АИС, и ВК. Присылаете до дня следующего урока.