Пятница, 2024-04-19, 4:02 AMПриветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт
учителя истории и обществознания

Осминина Михаила Дмитриевича
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 253
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

6 класс. География. Выветривание горных пород


Тема урока: Выветривание горных пород

Видеоматериалы к уроку:

РЭШ:

Внешние силы Земли

Деятельность человека и рельеф

Интернет-урок:

Литосфера и человек  

Содержание урока:

1. Выветривание.

Выветривание – это процесс разрушения и преобразования горных пород на земной поверхности, происходящий под воздействием факторов и условий внешней среды.

 

Процесс выветривания, несмотря на название, не связан только с работой ветра. В нём участвуют многие внешние факторы:

Само выветривание не приводит к образованию форм рельефа, а лишь превращает твёрдые породы в рыхлые и подготавливает материал к передвижению. Результатом такого передвижения являются различные формы рельефа.

При выветривании одновременно действуют физические, химические и биологические процессы. Однако в разных природных условиях могут преобладать те или иные из этих процессов.

 

Выделяют следующие виды выветривания:

 

2. Физическое выветривание.

Физическое выветривание – это разрушение горных пород в результате физических процессов: колебаний температуры воздуха, в первую очередь связанных с суточным ритмом, физическим воздействием воды и ветра, действия силы тяжести.

 

Механизм действия физического температурного выветривания следующий: днем, под лучами Солнца, горные породы нагреваются и расширяются, а ночью остывают и сжимаются; постоянное изменение объема приводит к их растрескиванию и постепенному измельчению. Так образуются россыпи из глыб, щебня и песка. Такое выветривание характерно для районов с большими и резкими перепадами температур и сухим воздухом: пустынь, горных вершин, не покрытых снегом.

Ледники, как и текучие воды, изменяют поверхность суши. При движении они, разрушая горные породы, выпахивают понижения, шлифуют скалы и оставляют на них глубокие царапины.

Работа ветра, как и других внешних сил, заключается в разрушении, переносе мелких обломков и их накоплении. Она особенно значительна там, где отсутствует растительность: в пустынях, на горных вершинах и морских побережьях.

 

3. Химическое выветривание.

Химическое выветривание – это растворение, разложение одних минералов и образование вместо них других минералов и горных пород.

 

Оно  происходит под воздействием воздуха, воды и веществ, содержащихся в них. При химическом выветривании горные породы не только разрушаются, но и изменяются, при этом образуются новые вещества, менее подверженные дальнейшим изменениям.

Во влажном и жарком климате химическое выветривание происходит активнее, чем в холодном и сухом. Химическое выветривание часто наблюдается в тропическом и экваториальном поясах.

 

4. Биогенное (органическое) выветривание.

Биогенное (органическое) выветривание – это выветривание, которое происходит под воздействием растительных и животных организмов.

 

Органическое выветривание обусловлено действием живых организмов, которые в процессе своей жизнедеятельности разрушают и измельчают горные породы. Например, корни растений проникают в трещины горных пород и, развиваясь, постепенно «разрывают» на куски целые твердые глыбы.

Живые организмы поставляют в почву органические вещества, которые способствуют разложению минералов. Поэтому там, где произрастает пышная растительность, биологическое выветривание особенно активно.

Органическое выветривание – это один из главных факторов образования почвы.

 

5. Техногенное (антропогенное) выветривание.

Техногенное (антропогенное) выветривание – это особый тип выветривания, связанный с активной хозяйственной деятельностью человечества

Антропогенный рельеф – это рельеф, изменённый или созданный в результате деятельности человека.

 

Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

  • изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей;
  • изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.);
  • создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.

 

Практические тренировочные задания по уроку:

Практическое тренировочное задание № 1

Практическое тренировочное задание № 2

 

Домашнее задание: учебник, §13.

Выполнить письменно: заполните таблицу:

Внешние силы, формирующие рельеф Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил
1. Перепады температур.  
2. Ветер.  
3. Текучие воды.  
4. Подземные воды.  
5. Ледники.  
6. Животные и растения.  
7. Человек.  

Фото всех выполненных заданий (и классных, и домашних) высылаете и в АИС, и ВК. Присылаете до дня следующего урока.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz